Сейчас
в прессе и интернете имеется огромное количество материалов на тему Майдана и
последующих событий, но пока не встречал ни одной статьи, посвященной
психологической стороне происходящего. Как психолог, решил не обходить данную
тему стороной, и написать небольшую познавательную статью о «психологической
изнанке» происходящих процессов.
Я буду делать некоторые отступления и приводить примеры, для более простого восприятия предмета. Итак, хочу начать небольшой ремаркой об особенностях человеческого мозга. Многим известно, что у человека имеется правое и левое полушарие мозга. Правое полушарие отвечает за образное мышление, эмоции, фантазию, воображение, творчество и т.д. Левое - за абстрактно-логическое мышление, последовательные цепочки размышлений.
Давным-давно
учеными, исследовавшими этот вопрос, были сделаны важные открытия. Оказалось,
что воздействовать на человека легче всего через правое полушарие с помощью
зрительных образов, звуков, осязания, обоняния. Так устроен человек, что легче
и быстрее воспринимается образная подача информации. По этому поводу есть и
народные наблюдения, к примеру, всем вам известное выражение – «лучше один раз увидеть,
чем сто раз услышать». Логические, аргументированные доводы, воспринимаются
гораздо тяжелее и дольше. Они стимулируют к размышлению, сопоставлению,
выстраиванию логической цепочки и так далее. То есть, иными словами – человеку
гораздо проще увидеть полную картину и воспринять ее как целостный факт, чем
разбирать ее по кусочкам и анализировать из чего же она состоит.
Именно
поэтому, если брать в пример нашу ситуацию, люди с трудом, а то и вовсе, не
могут аргументировано объяснить свою политическую, общественную позицию. Факт
присутствия большой толпы народа на митинге, атмосфера всеобщего единения и
воодушевления, подогреваемая музыкой, танцами, лозунгами и речами – не
оставляют ни времени ни желания для логического рассуждения. И чем дольше
человек находится в таком состоянии, тем сильнее его накрывает этой волной.
Здесь же уместно вспомнить известную фразу Й. Геббельса – «Чем больше ложь, тем
скорее в нее поверят».
Знаменитая
теория американского психолога А. Маслоу, или как ее часто называют «пирамида
Маслоу» - вносит еще некоторые интересные детали. Пирамида потребностей
отображает фундаментальные потребности человека, начиная с физиологических
(голод, жажда, половое влечение и т.д) и заканчивая самоактуализацией
(реализация целей, способностей и т.д.). Примечательно, что в полной мере, возможности для работы левого полушария (логики)
появляются только на четвертой ступени потребностей – «Потребность в уважении».
И эта потребность возникает, когда удовлетворены предшествующие:
физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в
принадлежности и любви. Иными словами первые
3 ступени – воспринимаются правым полушарием (образным мышлением) и не
нуждаются в логике.
Теперь
простым языком. Когда у человека есть что кушать и пить, у него появляется
потребность в безопасности. Если у него в этот момент не занесен топор над
головой, то соответственно он не пребывает в постоянном страхе, не имея сил
думать о чем либо другом. Появляется следующая потребность – к принадлежности и
любви. Это природа человека – ему просто необходимо ощущать свою принадлежность
к чему-то большему. Итак, приходя на митинг, его эмоциональное мышление
охватывает взглядом большую толпу народа с одинаковым настроением, его слух
улавливает призывы к общим действиям. В этот момент, где то далеко на втором
плане остается логическое мышление, человеку просто не хочется раздумывать о
причинах митинга, его целях, методах, предполагаемых результатах, лидерах и
т.д. Важна вот эта самая общая волна настроения и принадлежности к большому
количеству людей, зажженных одной идеей. Примечательно, что сама идея может
быть очень даже правильной и нужной, но суть не в этом, как известно -
"благими намерениями выстлана дорога в ад".
Эту
особенность человеческой психики давно и успешно используют организаторы и
лидеры так называемых «цветных» или «песенных» революций. Главное и непреложное
правило – собрать толпу под воодушевляющим лозунгом, и потом не дать ей времени
на раздумья, постоянно подогревая песнями, танцами, ораторами, острыми
событиями и так далее. Подхваченные этой волной, люди становятся управляемой
массой, готовой при аккуратном управлении действовать сообща и без сомнения.
Обычно,
человеку в такие моменты вполне достаточно воспринимать общую картину, и
оставаться на третьей ступени своей причастности и всеобщей любви друг ко
другу. Особо же активные переступают на следующую ступень – потребность в
уважении. Здесь уже только образным мышлением не обойтись, приходится думать,
каким образом расположить толпу к себе. И уж совсем немногие, единицы
переступают на следующую ступень – познавательные потребности (знать, понимать,
исследовать). И как правило такие люди уже готовы выйти из толпы, не найдя
логических аргументов и результатов ее действий.
В
последнее время в больших международных коммерческих структурах и
исследовательских институтах говорят о так называемой «смысловой войне». Она
пришла как следующее поколение после «информационной войны». Различие в том,
что при информационном воздействии на человека, его сознание через зрительные,
слуховые, осязательные рецепторы атакуют огромным количеством нужной
информации, до тех пор, пока он под этим давлением, он не воспримет ее как
истинную. В смысловом же воздействии между сознательным и бессознательным
человека, создается некий фрейм (рамка, фильтр), через который все и
воспринимается. То есть, к примеру, можно годами показывать человеку
экономические графики и убеждать в преимуществах жизни в некой стране, и он все
равно не будет готов этого принять. А можно один раз красочно и сочно, с
утонченными подробностями нарисовать в его воображении картину жизни в этой прекрасной
стране, показать несколько профессионально сделанных видео, поставить располагающую
музыку. И таким образом, используя эмоции и чувства - сформировать его мнение,
внедрить этот фрейм. В результате, он понесет его с собой и будет воспринимать
мир через этот фильтр. Зачастую бесполезно будет после этого пытаться убедить
его аргументированными фактами, что эта страна разваливающаяся и
бесперспективная, через картину в его мозгу, доводы не пробьются, а возможно
еще сильнее укрепят ее. Соответственно, он становится носителем фрейма, убеждая
в своей правоте остальных.
Как
это связано с массовыми демонстрациями и революциями? Напрямую. Думаю, вы имели
общение с людьми фанатично зажженными идеей, не принимающих никаких доводов
против, отказывающихся вступать в диалог, говорящих сбивчиво и бессвязно, но тем
не менее свято уверенных в своей правоте? Это и есть смысловая война в
действии. Подталкиваемый потребностью к принадлежности и любви, человек
сливается с толпой. Воспринимая все правым полушарием – видит только общую
картину, не останавливаясь на логическом размышлении о причинах и следствиях.
Тем самым делает себя абсолютно открытым и подготовленным для создания фрейма –
той воображаемой картины, через которую будет потом воспринимать всю критику и
др. Формируется некий фрейм – к примеру, во всех бедах виновата власть, а
значит, ее необходимо сбросить. Кто и
как его формирует – зависит от «дирижеров» действия, видимых, а часто и
незримых. В результате, человека мало волнует правдивость этого утверждения,
логичность и последовательность действий, результаты, перспективы, и что будет
потом? Прямо здесь и сейчас, в одном порыве, в атмосфере любви к соратникам и
ненависти к «врагам» он видит единственную цель – сбросить власть. Убеждения и аргументы
против, не принимаются, разбиваясь о твердую веру в свою правоту. При том,
акцентирую внимание, что данная технология действует не только на человека
стоящего непосредственно в толпе. Точно так же ей подвержены люди, общающиеся в
интернете, смотрящие телевизор, встречающиеся на работе, и в других случаях.
Бесспорно,
описанные мной технологии – открывают широкие возможности для манипулирования
людьми и массами. Что же делать, чтобы избежать подобного воздействия? Я бы
посоветовал найти в себе силы переступить на следующую ступень, о которой писал
выше – познавательная потребность. Включить логику, начать думать и разбираться
в ситуации. Одно то, что вы хотя бы делаете попытку – говорит о том, что вы уже
вышли из под «колпака». Ну а сосредоточившись на переходе на следующие ступени:
эстетические потребности (гармония, порядок), и потребность в самоактуализации
(развитие собственной личности), на вас будет очень сложно повлиять внешним
силам. Стремление к объективности – это здоровое желание индивидуальности.
©
Copyright: Олег Желябин – Нежинский.
Комментариев нет:
Отправить комментарий